воскресенье, 21 июля 2019 г.

Адмиралтейский наш завод (Е. Попов, Э. Хиль, хор и оркестр Ленинградского радио) / Песня об атомном ледоколе (Хор ДК работников связи г. Ленинграда) Фабрика "Пластмасс" 1967-1968, 1959

10'' Shellac, 78 rpm
1967/1968
Фабрика "Пластмасс", Ленинград (c) 1959
Genre/style: vocal, pop

Адмиралтейский наш завод - Е.Попов, Э.Хиль, хор и оркестр Ленрадио, дирижер А.Владимирцов

Песня об атомном ледоколе - хор ДК работников связи г. Ленинграда, худ. рук. Ю.Меркулов








Рано или поздно в этом блоге должен был появиться пост о пластинке на 78 оборотов. Просто этот пласт отечественной культуры трудно отделить от всего того, что последовало за ним, а, точнее, от советской эстрады 1960-70-х годов во всех ее разнообразных проявлениях. Признаюсь, являюсь большим поклонником записей артели "Пластмасс", которая существовала в Ленинграде с конца 1940-х по конец 1950-х годов, не считая периода начала 1960-х, когда самостоятельные записи артель делать прекратила и стала печатать пластинки с матриц ВСГ. На этих артельных пластинках звучит разная музыка. И танцевальная, и эстрадная, и юмористы. Много песен с намеками "ниже пояса", подцензурные шедевры, много неожиданных вариантов записи московских артистов с собственным оркестром артели, которым руководил Анатолий Бадхен. В артели вышла первая запись "Эдыты" Пьехи. Благодаря артельным пластинкам мы можем представить и масштаб гения Глеба Романова. Всё это - тема для отдельного разговора и, пожалуй, присказка немного затянутой вышла.

Запись с этой пластинки широко известна в сети, как и сама пластинка, например, на сайте russian-records.com можно найти подробный разбор и оцифровку. Но почему-то на момент написания этого поста статья Википедии, посвященная Эдуарду Анатольевичу Хилю, как и подборка его дискографии на всемогущем discogs.com начинают отсчет выхода его записей примерно с 1963 года. Даже официальная биография Хиля указывает в качестве первой его эстрадной песни указывается "Себежаночка". Хотя по этой пластинке мы видим, что все произошло гораздо раньше, в 1959 году. "Адмиралтейский наш завод" - так называется песня, исполненная Эдуардом Хилем вместе с неизвестным мне Е. Поповым. Было это во время учебы Хиля в ленинградской консерватории. И позднее Э.А. Хиль исполнял подобные официальные вещи, взять хотя бы тот же самый гимн вагоностроительного завода им. Егорова. Так что  плане репертуара здесь всё более или менее понятно.

Уникальность релиза состоит в том, что он комплектуется оригинальным конвертом, что для патефонных пластинок редкость. У той же артели "Пластмасс" мне были известны оригинальные конверты (с трек-листом или пометками, касающимися релиза) только для долгоиграющих пластинок, отпечатанных с матриц Всесоюзной студии грамзаписи, в том числе и уже в момент существования фирмы "Мелодия". Но для патефонных пластинок артели на 78 оборотов такой мне попадается, признаюсь, впервые, в том числе, возможно, и потому, что не совсем патефонные пластинки попадают в поле моего интереса. На конверте, который был изготовлен на основе стандартного конверта артели "Пластмасс" путем надпечатки в типографии Адмиралтейского завода, обозначены тираж и дата. 16.12.1959, 1600 экземпляров.

Согласен со всем, что коллеги пишут относительно записи на russian-records.com. И про то, что пластинка не продавалась, а предназначалась для вручения в качестве подарка или поощрения (об этом говорит отсутствие цены на яблоках), про то, что приурочен выход записи к спуску на воду ледокола "Ленин". Однако все-таки выскажу вслух некоторые дискуссионные моменты. Ледокол "Ленин" спущен на воду в 1957 году, а пластинка вышла в 1959-м. Чего-то мы не знаем. Согласен, что запись произведена на Ленинградском радио. Собственная студия артели в 1959 году, вероятнее всего, уже ничего не записывала. Да и качество звука, несмотря на наличие характерного эффекта "потолка", не такое сжатое, как у записей артели. Однако почему вышло так, что с этими же номерами, 1967 и 1968, выходили и достаточно часто попадаются другие пластинки артели "Пластмасс"? В какой из студий Ленинграда была произведена эта запись? Не была ли она сделана специально для печати данной пластинки? И чисто технический момент. Матрица второй стороны имеет, помимо нацарапанных технических пометок, характерных для артели, еще и префикс - 1968-2. Таким префиксом на более ранних пластинках артели помечен вариант записи. Более того, на совсем ранних пластинках под одним номером и разными префиксами скрываются, соответственно, разные варианты записи, это по многим признакам подчас заметно (с префиксами по номерам - более поздние, когда предшествующие матрицы были изношены). Спрашивается, если первоисточник вариантов 1 и 2 был один, магнитофонная запись с Ленинградского радио, то зачем вообще было делать эти префиксы? Тем более, насколько мне понятно из немногочисленных сообщений из сети, никому и никогда пластинка с первой матрицей не попадалась.

И, наконец, немного о самих записях, особенно с участием Эдуарда Хиля. Безусловно, это совсем не тот Хиль, которого мы знаем даже по ранним записям песен Андрея Петрова. Однако мажорность, специфическое протягивание гласных звуков на окончаниях слов, узнаваемый творческий почерк - всё на месте. Даже если отбросить патриотический налет, исполнено очень качественно. Вне всяких сомнений, это тот самый Мистер Трололо. И такая необычная его первая запись, вышедшая на грампластинке.

Что интересно, эта песня Эдуарда Хиля мне не встречалась ни на одном из его сборников на CD, среди которых особо рекомендую тематическую серию песен советских композиторов в исполнении Эдуарда Хиля.

Слава советским судостроителям!

This is the first shellac records of Eduard Hill, famous Mr. Trololo, created in 1959. This record is limited edition. It was hymn of Leningrad Admiralteyski shipbuilding plant.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Комментариев нет :