среда, 9 октября 2013 г.

Гинтаре Яутакайте (Gintarė Jautakaitė) С62 17621-2 / Г62-09145-46, Мелодия, 1982

 7''
 С62 17621-2 (stereo EP) / Г62-09145-46 (flexi mono)
(c) 1982
Genre/style: pop, vocal, folk

В горнице (А. Морозов - Н. Рубцов)
В сердце клевера (Г. Яутакайте)

Историей всесоюзного обмана смело можно назвать этот миньон серебряного голоса литовской эстрады Гинтаре Яутакайте, вышедший в 1982 году. Привожу здесь и вариант издания на гибкой пластинке, потому как конверт Ташкентского завода, к сожалению, не снабжен оригинальной аннотацией. Да и лицевая сторона гибкой пластинки, что называется, говорящая.
Итак, что же мы видим? Пластинка из серии "Дебют", в аннотации Н. Никишиной написано, какая Гинтаре умничка, участвовала в фестивалях, молодежных программах Центрального телевидения, про работу в Каунасском музыкальном театре и приход в 1979 году в популярный литовский ансамбль "Вильнюсское эхо". Конечно, тут не написано, что Vilniaus Aidai образца конца 70-х - это уже не то, что было десятью годами ранее, да и о многом другом тоже.
Все это можно простить, пропустить мимо, попробовать читать между строк. Но какой же это, вашу мать, дебют? На момент выхода этой якобы дебютной пластинки у Гинтаре спета заглавная партия Моники на культовом двойном альбоме 1976 года - рок-опере Гедрюса Купрявичюса (Giedrius Kuprevičius) "Ugnies Medziokle" (Загонщики огня), в 1979 году вышел сольный (!) миньон с песнями Миндаугаса Урбайтиса, вокальная партия в мюзикле "Поющий и танцующий жаворонок" Миндаугаса Урбайтиса и Сигидаса Геды. Отметилась Гинтаре и на альбоме импровизаций джаз-квартета Саулюса Шяучюлиса "Credo", вышедшем годом ранее, в 1981-м. А еще, насколько мне известно, пара сборников и еще один мюзикл. Это мало? Это не дебют?
Конечно, существовавший в СССР информационный вакуум приводил к тому, что, скажем, не то, что в РСФСР - даже в Латвийской ССР порой плохо представляли, что делается в грамзаписи и на эстраде в соседней братской Литовской ССР. Но зачем так искажать факты? Мол, Гинтаре Яутакайте - начинающая певичка, не более. Да ее успеху на тот момент могли позавидовать и более маститые звезды. И позавидовали, если верить ее словам, встречающимся на просторах сети, объясняющим отъезд Гинтаре Яутакайте из СССР в 80-х.
Не буду обсуждать эти обвинения, слухи и домыслы, просто отмечу: Гинтаре Яутакайте - одно из наиболее ярких явлений советской эстрады, молодая, талантливая, с ярким прозрачным голосом и чуть заметным приятным акцентом.
Что касается этой 7-дюймовки, то, пожалуй, стоит признать, что исполнение "В горнице" Гинтаре Яутакайте - лучшее, хотя эту песню прекрасно поет и Марина Капуро, и сам композитор Александр Сергеевич Морозов на своих концертах. Единственное, что голос Гинтаре не совсем удачно ложится на мощную оркестровую партию - запись сделана с эстрадным оркестром Всесоюзного радио, дирижер Юрий Силантьев. Особенно это чувствуется как раз в "В горнице". "В сердце клевера" вещь более энергичная, тем более написанная самой Гинтаре и исполненная на родном для нее литовском языке. И даже здесь чувствуется, что Яутакайте, прежде всего, джазовая певица. Мне очень импонирует концовка этого трека, весьма замысловатая - в самом начале трудно догадаться о такой замысловатой прелести в конце. Вы прекрасны, Гинтаре!

In the 1980s, the Soviet Lithuanian singer Gintare Yautakayte was left the USSR. Nevertheless, the song "In the Upper Room" (V gornitse) is still super popular in the countries of the former Soviet Union. It was released on a 7-inch EP and on the flexi EP.

Комментариев нет :