четверг, 29 сентября 2016 г.

Sven Grünberg, Ansambel "Mess" ‎– "Mess" / Свен Грюнберг "Месс", Мелодия, 1980


7''
C62-13695-6
(с) 1980
Genre/style: soundtrack, electronic, ambient

Hingus (Дыхание)

Kaks pala filmist ""Hukkunud Alpinisti" Hotell" (Две пьесы из кинофильма "Отель "У погибшего альпиниста"")
Algus (Начало)
Nimetu (Безымянный)



Признаюсь честно, отношение к творчеству Свена Грюнберга у меня двоякое. С одной стороны, оно, это самое творчество, более напоминает фарс. Взять хотя бы его знаменитый альбом «Дыхание» (Hingus), на котором лишь несколько впечатляющих мест, остальное лишь клавишное членоблудие. Да, весьма мастерское, признать это приходится. Пара ярких вспышек и качественный фон – в принципе, для электронной музыки и ambient это очень характерно, как для психоделики растяжение кота за хвост длинными проигрышами на «Хэммонде». Напрашивается сравнение с другим мастером жанра – Вангелисом (Vangelis), но я четко понимаю, что эти дядьки в разных весовых категориях. И если Vangelis в свои двадцать с хвостиком ваял музон для порнухи, Свен Грюнберг прошелся по кино в традиционном его понимании (не знаю, была ли вообще в СССР порнуха, разве что на 8-мм пленке на пластмассовой бобине, какой-нибудь этюд на кухне коммунальной квартиры). Имею в виду, конечно, «Отель «У погибшего альпиниста»», пример отличной советской теперь уже классики с потрясающим электронно-психоделическим саундтреком. Часть из него – на этой пластинке. Если говорить о дорогих пластинках фирмы «Мелодия» и как их купить, то эту 7-дюймовку не назовешь ни дорогой, ни дешевой. Скорее, недешевой.
И тут как раз о второй стороне. И творчества Свена Грюнберга, и этой пластинки. Если первая сторона – это "Hingus", одна из пьес последующей большой пластинки, то бэксайд – отборное золото, те самые яркие моменты, вспышки просветления в сплошном тумане повседневности композитора-электронщика. Они так и озаглавлены – две пьесы из кинофильма «Отель «У погибшего альпиниста»», то есть «Начало» и «Безымянный». «Начало» - вкрадчивая вещица, в которой будто напрашивается более энергичный темп, он ожидаем, но мы его не слышим. Классика киножанра (помните, «Только я и ты» у Градского в «Романсе о влюбленных»?). При первом прослушивании она навеяла мне некоторые произведения другого электронщика – Эдуарда Артемьева. В чем дело, стало понятно лишь позднее, при рассмотрении конверта и выходных данных, ведь оказывается, Свен Грюнберг работал с Юрием Богдановым, звукорежиссером и музыкантом, с которым Артемьев играл в ансамбле «Бумеранг» и других проектах. Единственное, Грюнберг настолько тяготеет к медитации, к броску в пространство произведения, что местами темпоритмовый рисунок просто перестает существовать как таковой. И музыкальная форма становится не нужна, приоритетно скользкое и не всегда явное содержание. Такого за Артемьевым не водится, конечно.
Но настоящая находка – «Безымянный» (Nimetu), очень глубокая работа как по музыкальному материалу, так и по исполнению, не говоря уже о записи. Ага, а он, оказывается, еще петь умеет? Это я про Свена Грюнберга на этом треке. Вокализ в его исполнении вплетен в общую нить произведения. Трагичный надрыв, противопоставление тому спокойствию, какое являла собой первая пьеса и уж, честно говоря, диссонанс с прочими работами Грюнберга на альбоме "Hingus". Вокал и арфа будто соперничают друг с другом – нежное серебряное звучание арфы пытается постулировать спокойствие, вокал же диссонирует. Получается извилистая ниточка, протянутая по тропинке из пункта А в пункт Б (ни в коей мере не пересказываю фильм).
Оформлению конвертов релизов Таллинской студии грамзаписи позавидовал бы любой крупный мировой лейбл. Убеждаюсь в очередной раз, насколько разные все эти релизы (Латвии, Эстонии, Литвы), выходившие на Рижском заводе грампластинок. Эстонские релизы держат пальму первенства по оформлению конвертов. Ничего подобного, столь искусной работы, в данном случае с намеком опять-таки на психодел, более не встречал.
Короче говоря, советская электроника – отлично, Свен Грюнберг – отлично, запись и оформление конверта – отлично. Всем любителям редких и дорогих пластинок «Мелодия» купить рекомендую, коллекцию не испортит точно.

This is one of the rarest soviet releases of electronic and ambient music by Sven Grunberg.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

1 комментарий :

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.