воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Mindaugo Tamošiūno dainos, solistas Vitautas Petrusonis, estradas orkestris Oktava (Песни Миндаугаса Тамошюнаса, солист Витаутас Петрушонис, эстрадный оркестр "Октава"). Мелодия, CM-0004143-4, 1973.

7''
CM-0004143-4
(с) 1973
Genre/style: jazz-rock, progressive, psychedelic rock

Vaikinas nuo Kražantės
Neįteiktas laiškas
Mylėk mane

Я уже писал об эстрадном оркестре "Октава" и Миндаугасе Тамошюнасе, но в силу интереса к творчеству этого литовского коллектива решил написать и о 7-дюймовке, уникальной для всей советской эстрады, так сказать советский фанк, soviet funk, хотя в большей степени это психоделика или джаз-рок.
Итак, 3 великолепно аранжированные песни в исполнении солиста эстрадного оркестра "Октава" Витаутаса Петрушониса. И, конечно, особого внимания заслуживает Vaikinas nuo Krazantes ("Парень с Кражанте"). Вещь откровенно гражданско-патриотического содержания, на стихи Юозаса Некрошюса, рассказывает о "подвиге молодого литовского сержанта во время наводнения в Риге". Замечу, что это довольно редкий случай, когда слова песни подобной гражданской тематики прекрасно ложатся на музыку и составляют с ней единое целое. Кстати, о музыке, именно она здесь главная. Думаю, не будь песня содержания гражданского, ее бы никогда не пропустили куда-то, тем более в эфир или на грампластинку, потому что аранжировка почти стопроцентно психоделическая: и довольно мощные для 1973 года гитары, и электроорган, со своеобразными вкраплениями после отдельных спетых строчек. В замысловатых проигрышах - явная стилизация под The Doors. Причем именно стилизация, а не слепое копирование. Миндаугас Тамошюнас верен себе: в его песнях ритм часто рвется, сменяется другой музыкальной картиной, затем возвращается. Так и с "Парень с Кражанте".
Обходить вниманием две другие вещи тоже не буду. "Неврученное письмо" по сравнению с "Парень с Кражанте" гораздо спокойнее, скорее лирика. А вот "Люби меня" благодаря практически рваному (или мне кажется?) ритму и запилам с повторами строк уже почти соул, пресловутый soviet funk интуитивно, конечно, но Тамошюнас к этому близок.
Эта 7-дюймовка выходила, насколько мне известно, только на фирме "Мелодия" на Рижском заводе, и, насколько можно судить, двумя изданиями (поправьте, если ошибаюсь). И, прослушав, вполне понятно становится, почему песни с этого миньона не вошли в большую пластинку, о которой я здесь писал. Прогрессивно, даже слишком для того времени.
One of the most interesting soviet EP's in psychedelic and jazz-rock style. Orchestra 'Oktava' from soviet Lithuania was the progressive collective conducted by Mindaugas Tamosiunas. On this EP his songs performed by Vitautas Petrusonis.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

суббота, 5 апреля 2014 г.

Поет Людмила Гримальская. С62-15831-32, Мелодия, 1981.

7''
С62-15831-32
(с) 1981
Genre/style: pop, schlager, folk

Терен, мати, коло хати (укр. нар. песня, обр. О. Леднева)
Песенка о сапожнике (Д. Тухманов - В. Харитонов)
Смотри ночами на луну (В. Быстряков - А. Дмитрук)
Уроки музыки (В. Ильин - Ю. Рыбчинский)

1,4 - ВИА Кобза, худ. рук. К. Новицкий

2,3 - Эстрадно-симфонический оркестр п/у Р. Бабича

Имя украинской певицы Людмилы Гримальской за пределами Украины известно немногим, разве что можно вспомнить ее как солистку ВИА "Кобза" в конце 70-х, когда этот коллектив находился уже далеко не в лучшей творческой форме, и, если не ошибаюсь, Киевского Мюзик-Холла. Этим, наверное, и объясняется столь скудная информация о дискографии певицы, скажем, на всемогущем дискогсе, где на момент создания этого поста данный релиз отсутствует. Хотя как певица Людмила Гримальская весьма интересна.
Итак, четыре песни, совершенно разных по стилистике, сути, содержанию. Если говорить честно, своеобразная театральная подача, склонность к этой самой театрализации в пении Людмилы Гримальской мне не совсем импонирует. Тем не менее исполнение "Терен, мати, коло хати" весьма примечательно хотя бы смелостью переложения украинской народной песни в легкий жанр.
"Песенка о сапожнике" и "Смотри ночами на луну" ярко представляют ту самую театрализацию, о которой писал выше. Пожалуй, это те песни, которые нужно "смотреть", а не только слушать.
И завершает миньон "Уроки музыки" на стихи Юрия Рыбчинского, вещь для украинской эстрады знаковая. В сети гуляет информация о том, что Людмила Гримальская была первой исполнительницей этой песни. Спорить не буду, лишь замечу, что немногим раньше на "Мелодии" вышла 7-дюймовка, на которой эту вещь исполняет другая замечательная украинская певица Светлана Дидоренко (любопытно, что также часто встречается информация, что песня была написана именно для Дидоренко). И, как ни странно, поет она ее, как и Гримальская, в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра Телерадио Украины под управлением Ростислава Бабича. Но эти две версии ни в коем случае нельзя сравнивать - повторю про некоторую театрализацию в версии Людмилы Гримальской. Думаю, для тех, кто знает "Уроки музыки" лишь по исполнению блистательной Татьяны Кочергиной, версия Людмилы Гримальской (как, кстати, и Светланы Дидоренко) будет приятным открытием.