четверг, 29 сентября 2016 г.

Sven Grünberg, Ansambel "Mess" ‎– "Mess" / Свен Грюнберг "Месс", Мелодия, 1980


7''
C62-13695-6
(с) 1980
Genre/style: soundtrack, electronic, ambient

Hingus (Дыхание)

Kaks pala filmist ""Hukkunud Alpinisti" Hotell" (Две пьесы из кинофильма "Отель "У погибшего альпиниста"")
Algus (Начало)
Nimetu (Безымянный)



Признаюсь честно, отношение к творчеству Свена Грюнберга у меня двоякое. С одной стороны, оно, это самое творчество, более напоминает фарс. Взять хотя бы его знаменитый альбом «Дыхание» (Hingus), на котором лишь несколько впечатляющих мест, остальное лишь клавишное членоблудие. Да, весьма мастерское, признать это приходится. Пара ярких вспышек и качественный фон – в принципе, для электронной музыки и ambient это очень характерно, как для психоделики растяжение кота за хвост длинными проигрышами на «Хэммонде». Напрашивается сравнение с другим мастером жанра – Вангелисом (Vangelis), но я четко понимаю, что эти дядьки в разных весовых категориях. И если Vangelis в свои двадцать с хвостиком ваял музон для порнухи, Свен Грюнберг прошелся по кино в традиционном его понимании (не знаю, была ли вообще в СССР порнуха, разве что на 8-мм пленке на пластмассовой бобине, какой-нибудь этюд на кухне коммунальной квартиры). Имею в виду, конечно, «Отель «У погибшего альпиниста»», пример отличной советской теперь уже классики с потрясающим электронно-психоделическим саундтреком. Часть из него – на этой пластинке. Если говорить о дорогих пластинках фирмы «Мелодия» и как их купить, то эту 7-дюймовку не назовешь ни дорогой, ни дешевой. Скорее, недешевой.
И тут как раз о второй стороне. И творчества Свена Грюнберга, и этой пластинки. Если первая сторона – это "Hingus", одна из пьес последующей большой пластинки, то бэксайд – отборное золото, те самые яркие моменты, вспышки просветления в сплошном тумане повседневности композитора-электронщика. Они так и озаглавлены – две пьесы из кинофильма «Отель «У погибшего альпиниста»», то есть «Начало» и «Безымянный». «Начало» - вкрадчивая вещица, в которой будто напрашивается более энергичный темп, он ожидаем, но мы его не слышим. Классика киножанра (помните, «Только я и ты» у Градского в «Романсе о влюбленных»?). При первом прослушивании она навеяла мне некоторые произведения другого электронщика – Эдуарда Артемьева. В чем дело, стало понятно лишь позднее, при рассмотрении конверта и выходных данных, ведь оказывается, Свен Грюнберг работал с Юрием Богдановым, звукорежиссером и музыкантом, с которым Артемьев играл в ансамбле «Бумеранг» и других проектах. Единственное, Грюнберг настолько тяготеет к медитации, к броску в пространство произведения, что местами темпоритмовый рисунок просто перестает существовать как таковой. И музыкальная форма становится не нужна, приоритетно скользкое и не всегда явное содержание. Такого за Артемьевым не водится, конечно.
Но настоящая находка – «Безымянный» (Nimetu), очень глубокая работа как по музыкальному материалу, так и по исполнению, не говоря уже о записи. Ага, а он, оказывается, еще петь умеет? Это я про Свена Грюнберга на этом треке. Вокализ в его исполнении вплетен в общую нить произведения. Трагичный надрыв, противопоставление тому спокойствию, какое являла собой первая пьеса и уж, честно говоря, диссонанс с прочими работами Грюнберга на альбоме "Hingus". Вокал и арфа будто соперничают друг с другом – нежное серебряное звучание арфы пытается постулировать спокойствие, вокал же диссонирует. Получается извилистая ниточка, протянутая по тропинке из пункта А в пункт Б (ни в коей мере не пересказываю фильм).
Оформлению конвертов релизов Таллинской студии грамзаписи позавидовал бы любой крупный мировой лейбл. Убеждаюсь в очередной раз, насколько разные все эти релизы (Латвии, Эстонии, Литвы), выходившие на Рижском заводе грампластинок. Эстонские релизы держат пальму первенства по оформлению конвертов. Ничего подобного, столь искусной работы, в данном случае с намеком опять-таки на психодел, более не встречал.
Короче говоря, советская электроника – отлично, Свен Грюнберг – отлично, запись и оформление конверта – отлично. Всем любителям редких и дорогих пластинок «Мелодия» купить рекомендую, коллекцию не испортит точно.

This is one of the rarest soviet releases of electronic and ambient music by Sven Grunberg.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

понедельник, 19 сентября 2016 г.

Разговор со счастьем. Александр Зацепин. М60-35677-8, Мелодия, 1974



12''
М60-35677-8
(с) 1974
Genre/style: soundtrack, pop, vocal, jazz funk

В. Ободзинский Мираж 
С. Ротару А любовь одна 
Квартет «Улыбка» Танец шамана 
О. Анофриев Есть только миг 
О. Анофриев Все было 
Ансамбль скрипачей п.у. Ю. Реентовича Берег моря 
С. Ротару Совсем как на Земле 
Ансамбль "Мелодия" Сочи 
Н. Бродская С любовью встретиться 
Хор Кап-кап-кап
В. Золотухин Разговор со счастьем 
Оркестр Берлинского радио Песня о медведях

Конечно, рискую нарваться на недоумения: зачем рассказывать об альбоме, о котором на просторах Интернета написано уже немало, да еще и представлять его не в самом выгодном свете, то есть в издании с конвертом с общей лицевой стороной. Да и я сам, признаюсь, уже написал о Зацепине немало - и 7'' с песнями из кинофильмов, и 7'' музыки из фильма "Операция Ы".
Итак, "Разговор со счастьем", не побоюсь этого слова культовая авторская пластинка Александра Зацепина, одна из советских пластинок, которые стоят дорого и всегда в цене. Речь, конечно, об относительных цифрах.
Открывается альбом песней "Мираж" из фильма "Тайник у красных камней" в исполнении Валерия Ободзинского, прекрасного фанкового Ободзинского, настоящего. Кстати, на его сольных пластинках, этот трек (в сопровождении ансамбля "Мелодия") насколько мне помнится приведен без сочного проигрыша в середине. Здесь же и довольно необычная София Михайловна Ротару, она же и на второй стороне. Непохожа ни на позднюю, ни на раннюю Ротару, совсем другие интонации. Рискну предположить: займись ею Зацепин - и Ротару бы стала отличной фолк-рок певицей. Ого, чувствую, сейчас на меня ее поклонники просто набросятся с кулаками.
Так ради чего все-таки стремятся купить "Разговор со счастьем" Зацепина? Два интереснейших трека - "Танец шамана" на первой стороне и "Сочи" на второй. Интереснейших не с точки зрения состава исполнителей, хотя ансамбль "Мелодия" прекрасен во всех проявлениях, в киномузыке особенно. Просто если фанковый трек "Сочи" еще как-то вписывается в канву отечественной пограничной с джазом музыки тех лет, кто "Танец шамана" - тема уникальная. Квартет "Улыбка", конечно, высокопрофессиональный коллектив, фоновое вокальное звучание не перебивает ни электроорган, ни бас. Скорее не фанк и не джаз, а experimental, хотя такого стиля в СССР как такового не было, даже электронные выкрутасы Артемьева и Богданова под него не подпадали. Причем все облачено в благостную, идеологически правильную форму - в этом мастерство Зацепина.
На пластинке и знаменитая "С любовью встретиться" в исполнении Нины Бродской, впоследствии сделавшей ноги из СССР. Не могу причислить себя к поклонникам ее таланта, но работы Нины Александровны с Зацепиным и Рыбниковым восхищают.
Отыскать и купить "Разговор со счастьем" Зацепина стоит еще и ради двух песен в исполнении Олега Анофриева - "Есть только миг" и "Все было", частенько исполняемые в компаниях под водочку и селедочку. Отличный вокал, правильная интонация, артикуляция - подпевать одно удовольствие.
И еще. Пластинка записана в моно, а не в стерео. Сначала недоумевал, а потом сообразил: ведь дорожка многих фильмов тех лет - именно в моно. Зато глубина звучания в том же "Танце шамана" благодаря этому достигается впечатляющая, отличные низкие частоты. Пластинка выходила огромными тиражами, но в основном в конвертах с общей лицевой стороной или в простых конвертах с дыркой (как, к примеру, переиздания Апрелевского завода). Но в любом случае - пять баллов.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: